Имперская роскошь: самые невероятные украшения династии Романовых и их современные аналоги
История величайших творений ювелирного искусства и их влияние на современные изделия
12.09.2025
12.09.2025
Автор: Евченко Екатерина
Все императорские семьи когда-то имели свои коллекции ювелирных изделий: каждая из них была абсолютно уникальной, имела свой узнаваемый «почерк». Романовы, правящие Россией более 300 лет, оставили после себя одно из самых выдающихся в мире собраний ювелирного искусства. Благодаря этому сейчас мы можем наблюдать не только историческое, но и эстетическое наследие России.
Чтобы рассказать обо всех украшениях дома Романовых, понадобится не один книжный том. Например, исследователи Зимин и Соколов создали целый сборник «Ювелирные сокровища Российского императорского двора» из редких архивных данных и мемуаров, собрав в нем лишь самые уникальные ювелирные изделия царской семьи. Однако среди бесчисленного количества украшений можно выделить пять главных жемчужин коллекции Романовых, которые до сих поражают своим невероятным ювелирным мастерством.
Большая императорская корона Российской империи
Эта корону действительно можно считать одним из символов российской монархии. Она была создана больше 250 лет назад — по случаю восшествия на престол Екатерины II.
Большая императорская корона — настоящий шедевр ювелирного искусства. Ее каркас, выполненный из золота и серебра, украшен более 4 тыс. бриллиантов. Но главной деталью украшения является самый крупный камень Алмазного фонда России — неограненная красная шпинель в 4 тыс. карат. Ранее, до Большой императорской короны, во всем мире не существовало подобных изделий с настолько массивным редким камнем.
С приходом Екатерины II к власти в стране возникла необходимость создания единого символа мощи и величия Российской империи. Было решено создать новую величественную корону. Столь ответственную миссию было решено доверить двум выдающимся ювелирам того времени: Жереми Позье и Георгу Экарту, которые совместными усилиями создали настоящее произведение искусства. Экарт тогда был главным ювелиром императорского двора. Именно он создал оригинальный эскиз Большой императорской короны. Экарт сконструировал громоздкое изделие так, что новый символ власти было довольно просто носить, не страдая от колоссальной тяжести камней. Кстати, роскошно выглядит корона не только снаружи — внутри мастера обшили ее лучшим красном бархатом.
Большая императорская корона Российской империи
Эта корону действительно можно считать одним из символов российской монархии. Она была создана больше 250 лет назад — по случаю восшествия на престол Екатерины II.
Большая императорская корона — настоящий шедевр ювелирного искусства. Ее каркас, выполненный из золота и серебра, украшен более 4 тыс. бриллиантов. Но главной деталью украшения является самый крупный камень Алмазного фонда России — неограненная красная шпинель в 4 тыс. карат. Ранее, до Большой императорской короны, во всем мире не существовало подобных изделий с настолько массивным редким камнем.
С приходом Екатерины II к власти в стране возникла необходимость создания единого символа мощи и величия Российской империи. Было решено создать новую величественную корону. Столь ответственную миссию было решено доверить двум выдающимся ювелирам того времени: Жереми Позье и Георгу Экарту, которые совместными усилиями создали настоящее произведение искусства. Экарт тогда был главным ювелиром императорского двора. Именно он создал оригинальный эскиз Большой императорской короны. Экарт сконструировал громоздкое изделие так, что новый символ власти было довольно просто носить, не страдая от колоссальной тяжести камней. Кстати, роскошно выглядит корона не только снаружи — внутри мастера обшили ее лучшим красном бархатом.
По оценкам зарубежных специалистов в начале XX века стоимость изделия превышала $50 млн. Лучшие аукционные дома мира проявляли интерес к этому предмету, однако советское правительство признало ее особые художественную и историческую ценности, в результате чего над короной был установлен строгий охранный режим.
На протяжении многих лет императорская корона хранилась в Гохране России — учреждении, созданном для обеспечения сохранности национальных шедевров. В середине 1980-х сотрудники хранилища провели реставрацию короны, придав ей обновленный вид, но сохранив при этом ее первоначальную форму. В настоящее время Большая корона Российской империи имеет особое значение для страны. В 1998 году она была официально признана неотъемлемой частью государства, и с тех пор этот шедевр высокого ювелирного искусства остается в России, а вывоз за пределы Московского Кремля строго запрещен.
Несмотря на то, что изделия с настолько большими камнями сейчас практически невозможно найти, некоторые премиальные ювелирные бренды создают украшения, не уступающие в величии царской короне. Например, несколько российских марок изготавливают серьги и кольца с редкими видами шпинели или подбирают максимально похожие на них драгоценности.
Эгрет Елизаветы Петровны
Внебрачная дочь Петра I Елизавета Петровна запомнилась современникам по двум характерным приметам: щедростью к своим фаворитам и неприличной любовью к роскоши. Самым ярким украшением в ее коллекции называют эгрет «Фонтан».
Эгрет — украшение для головного убора или прически. Чаще всего его дополняли перьями (что привело к масштабному истреблению белых цапель сначала в XVIII веке, а потом и в XX веке — тогда украшение находилось на пике своей популярности).
Несмотря на популярность данного типа аксессуара, эгрет императрицы совсем не был похож на те, что носили обыкновенные модницы того времени. «Фонтан» Елизаветы украшен большим цейлонским сапфиром весом в 260 карат (хотя некоторые эксперты утверждают, что эта цифра является легким преувеличением). Каплеобразные сапфиры в украшении напоминают магически застывшие брызги воды. Композицию стекающего «Фонтана» продолжали специально изготовленные серьги, оформленные идентичным образом.
Эгрет Елизаветы Петровны
Внебрачная дочь Петра I Елизавета Петровна запомнилась современникам по двум характерным приметам: щедростью к своим фаворитам и неприличной любовью к роскоши. Самым ярким украшением в ее коллекции называют эгрет «Фонтан».
Эгрет — украшение для головного убора или прически. Чаще всего его дополняли перьями (что привело к масштабному истреблению белых цапель сначала в XVIII веке, а потом и в XX веке — тогда украшение находилось на пике своей популярности).
Несмотря на популярность данного типа аксессуара, эгрет императрицы совсем не был похож на те, что носили обыкновенные модницы того времени. «Фонтан» Елизаветы украшен большим цейлонским сапфиром весом в 260 карат (хотя некоторые эксперты утверждают, что эта цифра является легким преувеличением). Каплеобразные сапфиры в украшении напоминают магически застывшие брызги воды. Композицию стекающего «Фонтана» продолжали специально изготовленные серьги, оформленные идентичным образом.
Существует легенда, что царскому ювелиру Лео Пфистеру пришлось исполнить заказ императрицы всего за неделю (что является немыслимым сроком для подобного украшения), так как императрице не терпелось поскорее примерить новое украшение.
Сейчас эгрет «Фонтан» хранится в Алмазном фонде России, ему удалось остаться невредимым и полностью сохраниться до наших дней. Купить елизаветинское украшение, к сожалению, невозможно, однако найти похожие экземпляры можно у российских ювелиров.
Диадема «Колосья»

Одно из любимейших украшений императрицы Марии Федоровны. Утонченная диадема была создана ювелирами братьями Дюваль после смерти Павла I. Основу дизайна составляют изысканные колоски, изящно переплетенные со стебельками льна. Эта диадема выделяется не количеством карат (как большинство лучших царских украшений), а филигранностью исполнения.
Легендарные женевские ювелиры использовали огромный лейкосапфир в центральной части композиции изделия, а колосья и лавровые листы украсили россыпью бриллиантов.
Однако выдающийся внешний вид «Колосьев» не обеспечил изделию сохранность: когда большевики проводили инвентаризацию драгоценностей императорской семьи, они решили, что диадема не обладает ни исторической, ни художественной ценностью, и выставили ее на аукцион. После ее продажи на лондонских торгах в 1927 году о судьбе диадемы ничего не известно.
Диадема «Колосья»
Одно из любимейших украшений императрицы Марии Федоровны. Утонченная диадема была создана ювелирами братьями Дюваль после смерти Павла I. Основу дизайна составляют изысканные колоски, изящно переплетенные со стебельками льна. Эта диадема выделяется не количеством карат (как большинство лучших царских украшений), а филигранностью исполнения.
Легендарные женевские ювелиры использовали огромный лейкосапфир в центральной части композиции изделия, а колосья и лавровые листы украсили россыпью бриллиантов.
Однако выдающийся внешний вид «Колосьев» не обеспечил изделию сохранность: когда большевики проводили инвентаризацию драгоценностей императорской семьи, они решили, что диадема не обладает ни исторической, ни художественной ценностью, и выставили ее на аукцион. После ее продажи на лондонских торгах в 1927 году о судьбе диадемы ничего не известно.

В 1980 году ювелиры В. Николаев и Г. Алексахин, основываясь на фотографии, сделанной специально для аукциона, создали ее копию под названием «Русское поле». И хотя эта копия отличается от оригинала (не известно, какой ювелирной техникой пользовались братья Дюваль), все же она позволяет представить, как выглядел утраченный шедевр.
К счастью, сочетание золота с россыпью бриллиантов является достаточно распространенным среди ювелирных изделий, так что найти не менее роскошное украшение в премиум-сегменте не составит труда. А тем, кому диадема императрицы особенно приглянулась, можно присмотреться к утонченным моделям, имитирующим настоящие колосья и листья.
Парюра «Бант-склаваж»

Во времена правления Екатерины Великой в Российскую империю прямиком из Франции пришла мода на «эсклаважи» — украшение, которое носили как ожерелье на бархатной ленте. Позднее первая буква слова отпала, и их стали называть новомодным тогда словечком «склаваж».
Царица с большим нетерпением ожидала приезда из Вены известного мастера ювелирного дела Леопольда Пфистерера, признанного и талантливого специалиста в области создания золотых и алмазных украшений. Сначала Екатерина Великая отнеслась к новому ювелиру с недоверием и решила испытать его, отправив работать в мастерскую к главному придворному мастеру — Экарту (тому самому, который изготовил Большую императорскую корону). Однако с первых дней работы всем стало ясно: Пфистерер — уникальный профессионал. И тут же венский ремесленник получил целый список заказов от царского двора.
В работе над парюрой Пфистеру пришлось задействовать Петергофскую шлифовальную мельницу, чтобы пылающие розово-красные «шпинари» (как их тогда называли) прошли невероятно сложную огранку. Мастеру даже удалось оставить на самих драгоценных камнях собственные авторские метки. Представить готовое «колье со шлейфом» ко двору ювелир смог уже через год после начала работы.

Парюра «Бант-склаваж»
Во времена правления Екатерины Великой в Российскую империю прямиком из Франции пришла мода на «эсклаважи» — украшение, которое носили как ожерелье на бархатной ленте. Позднее первая буква слова отпала, и их стали называть новомодным тогда словечком «склаваж».
Царица с большим нетерпением ожидала приезда из Вены известного мастера ювелирного дела Леопольда Пфистерера, признанного и талантливого специалиста в области создания золотых и алмазных украшений. Сначала Екатерина Великая отнеслась к новому ювелиру с недоверием и решила испытать его, отправив работать в мастерскую к главному придворному мастеру — Экарту (тому самому, который изготовил Большую императорскую корону). Однако с первых дней работы всем стало ясно: Пфистерер — уникальный профессионал. И тут же венский ремесленник получил целый список заказов от царского двора.
В работе над парюрой Пфистеру пришлось задействовать Петергофскую шлифовальную мельницу, чтобы пылающие розово-красные «шпинари» (как их тогда называли) прошли невероятно сложную огранку. Мастеру даже удалось оставить на самих драгоценных камнях собственные авторские метки. Представить готовое «колье со шлейфом» ко двору ювелир смог уже через год после начала работы.
Изящная парюра «Бант-склаваж» дополнена крупными серьгами с рдеющими шпинелями, которые просто ослепляли своими переливами всех вокруг (каркас изготовлен настолько филигранно, что императрица даже не смогла его рассмотреть из-за россыпи искрящихся бриллиантов). Основа обоих украшений была изготовлена так, что казалась невесомой, несмотря на тяжесть использованных камней. Мягкие линии и округлая огранка бриллиантов создавали ощущение изящества и легкости, будто украшения вовсе не имеют тяжеловесного каркаса.
Последней владелицей парюры стала жена Александра III — Мария Федоровна. Комплект был найден в ее покоях в Аничковом дворце в Санкт-Петербурге. Сегодня эту роскошную композицию можно увидеть в Алмазном фонде России.
А если вы хотите найти настолько же запоминающееся украшения, как у самой Екатерины Великой, стоит присмотреться к крупным сапфирам, морганитам и рубинам в сочетании с бриллиантами.
Русская подвенечная тиара
Такое название она носит неспроста — именно в этой тиаре несколько поколений невест императорского дома выходили замуж. Изначально у украшения не было специального названия, его просто называли «диадемой Марии Федоровны». Однако позже, когда изделие стало частью свадебной традиции, иностранцы прозвали его «Русской подвенечной тиарой».
Вообще, у семьи Романовых существовал определенный набор украшений, который выдавался девушке специально на свадебное торжество. Это было частью уникальной русской традиции: европейские императорские невесты, в отличие от наших, стремились к разнообразию и уникальности, русские же — возводили преемственность в настоящий абсолют. Такой жест не обходился и без политического подтекста — символическая передача власти и ценностей от предыдущей четы императоров.
Годом появления тиары считают 1800-й. Именно тогда знаменитый ювелир Яков Дюваль преподнес тиару супруге Павла I, Марии Федоровне.
Русская подвенечная тиара
Такое название она носит неспроста — именно в этой тиаре несколько поколений невест императорского дома выходили замуж. Изначально у украшения не было специального названия, его просто называли «диадемой Марии Федоровны». Однако позже, когда изделие стало частью свадебной традиции, иностранцы прозвали его «Русской подвенечной тиарой».
Вообще, у семьи Романовых существовал определенный набор украшений, который выдавался девушке специально на свадебное торжество. Это было частью уникальной русской традиции: европейские императорские невесты, в отличие от наших, стремились к разнообразию и уникальности, русские же — возводили преемственность в настоящий абсолют. Такой жест не обходился и без политического подтекста — символическая передача власти и ценностей от предыдущей четы императоров.
Годом появления тиары считают 1800-й. Именно тогда знаменитый ювелир Яков Дюваль преподнес тиару супруге Павла I, Марии Федоровне.
Центральная часть украшения состоит из подвижных бриолетов, которые при малейшем движении начинают плавно покачиваться, переливаясь еще ярче. Однако главный элемент этого украшения — неповторимый бриллиант нежно-розового оттенка весом 13,35 карата. Изначально подкладкой под редкий камень служила цветная фольга — благодаря этой хитрости ювелиры того времени добивались эффекта ярко-красного свечения от драгоценности. Лишь спустя долгие годы выяснилось, что цвет самого камня (без специальных подкладок) трудно определить неподготовленному глазу — мало кто догадывался о его настоящем природном оттенке.
Несмотря на череду тяжелейших исторических испытаний, тиара великолепно сохранилась, став одним из ценнейших экземпляров Алмазного фонда. Но прикоснуться к подобной роскоши можно не только через стеклянную витрину музея, но и благодаря работам талантливых современных мастеров. Их украшения со шпинелями, розовыми бриллиантами и кунцитами помогут обрести настоящую королевскую стать, и ваш образ с ними точно запомнится надолго.
Сегодня создание подобных корон и эгретов едва ли представляется возможным — мало кто сможет оплачивать многолетнюю работу талантливого мастера над одним изделием. Зато, благодаря подобному историческому наследию, современные российские дизайнеры и мастера имеют уникальные референсы, задающие действительно высокую планку.
Имперская роскошь
самые невероятные украшения династии Романовых и их современные аналоги





Имперская роскошь
самые невероятные украшения династии Романовых и их современные аналоги
Источник фото: Легион-медиа, архив пресс-служб