«Важно все, а также вы сами»: как устроен модельный бизнес в России
Все о развитии индустрии в нашей стране, инклюзивности, заработке моделей и влиянии ИИ на сферу
17.09.2025
17.09.2025
Автор: Арина Крайних



Были ли модели в СССР?
В СССР не существовало ни модельного бизнеса, ни индустрии моды в привычном понимании. Одежда создавалась не для потребителей, а для пропаганды — чтобы демонстрировать «достижения социализма» на международных выставках. Единственным официальным местом, где работали с модой, был Дом моделей на Кузнецком мосту, открытый в 1944 году.
Профессии «модель» в Советском Союзе не было — вместо нее существовала должность «демонстратор одежды». Эти девушки получали зарплату чуть выше 70 рублей (как у обычных рабочих), сами делали себе макияж и прически, а кроме подиумной работы обязаны были участвовать в примерках. Никаких скаутов, контрактов или международных карьер — только строгий регламент и идеологическая подоплека.
И все же даже в этих условиях появились первые звезды: Валентина Яшина, которую называли «белокурой богиней» 1960-х, Галина Миловская или «русская Твигги», которая стала первой советской моделью в американском Vogue и, конечно же, Регина Збарская, которую часто сравнивали с звездой итальянского кино Софи Лорен.






Развитие российского модельного бизнеса
Современный российский модельный рынок демонстрирует удивительную способность к адаптации в условиях новых реалий. Его трансформация началась задолго до 2022 года — с падения «железного занавеса» в конце 1980-х, когда в СССР прибыли первые западные скауты, а в 1990-х открылись локальные агентства. Новое поколение моделей перестало быть просто «демонстрантами одежды» в советском понимании — оно устремилось на мировые подиумы.
Если в нулевые главной целью были Европа и США, то в 2010-х самым прибыльным направлением стал Китай, куда ехали не за славой, а за стабильными заработками: азиатский рынок предлагал десятки контрактов даже новичкам с европейской внешностью.
Санкции 2022 года и уход международных брендов стали вызовом для индустрии, но российский модельный бизнес не только выстоял, но и перешел к новой фазе развития. После 2022 года произошла структурная перестройка заказов: хотя количество фэшн-показов сократилось, значительно вырос спрос на моделей со стороны российских брендов, создающих контент исключительно для социальных сетей.
Также ищут моделей как крупные ритейлеры («Спортмастер», Lamoda), обеспечивающие стабильный доход и комфортные условия работы, так и локальные бренды, переживающие ренессанс в новых условиях. Съемки для 12Storeez, Lime и Ushatava стали не только престижными, но и стратегически важными для карьеры: такие работы высоко ценятся в портфолио и часто становятся трамплином для выхода на международный рынок.
Примечательно, что именно локальные, а не мировые бренды сегодня задают тренды в визуальной эстетике — их подход к съемкам и подбору моделей становится ориентиром для российской индустрии.
Между коммерцией и инклюзивностью

Современный российский модельный бизнес представляет собой многогранную экосистему, включающую разные сегменты — от классического подиумного моделинга до коммерческого фотомоделинга для интернет-магазинов и нишевых направлений. Помимо классических моделей, соответствующих традиционным параметрам (высокий рост — обычно от 170 см, — молодой возраст, стройное телосложение), сегодня востребованы фотомодели для коммерческих съемок, а также особые типажи: plus-size, возрастные модели, модели с ограниченными возможностями и другие категории, отражающие растущее разнообразие индустрии.
Как отмечает кастинг-директор и сооснователь модельного агентства Viral Talent Management Илья Вершинин, российские бренды отдают предпочтение моделям, которые органично вписались бы в эстетику Old Céline времен Фиби Файло.
Российский рынок моделинга имеет свою специфику в сравнении с зарубежным. Востребованы модели 20-28 лет ростом 174-179 см, с коммерческой внешностью, понятной широкой аудитории. Особенно ценится в России локальный тренд на «тихую роскошь» — модели 27-35 лет, хотя такой типаж найти сложно. Этот спрос отражает изменения в обществе: рост открытости к разной женской красоте и сознательный отказ многих агентств от работы с несовершеннолетними.
Илья Вершинин
Между коммерцией и инклюзивностью
Современный российский модельный бизнес представляет собой многогранную экосистему, включающую разные сегменты — от классического подиумного моделинга до коммерческого фотомоделинга для интернет-магазинов и нишевых направлений. Помимо классических моделей, соответствующих традиционным параметрам (высокий рост — обычно от 170 см, — молодой возраст, стройное телосложение), сегодня востребованы фотомодели для коммерческих съемок, а также особые типажи: plus-size, возрастные модели, модели с ограниченными возможностями и другие категории, отражающие растущее разнообразие индустрии.
Как отмечает кастинг-директор и сооснователь модельного агентства Viral Talent Management Илья Вершинин, российские бренды отдают предпочтение моделям, которые органично вписались бы в эстетику Old Céline времен Фиби Файло.
Российский рынок моделинга имеет свою специфику в сравнении с зарубежным. Востребованы модели 20-28 лет ростом 174-179 см, с коммерческой внешностью, понятной широкой аудитории. Особенно ценится в России локальный тренд на «тихую роскошь» — модели 27-35 лет, хотя такой типаж найти сложно. Этот спрос отражает изменения в обществе: рост открытости к разной женской красоте и сознательный отказ многих агентств от работы с несовершеннолетними.
Илья Вершинин



Стандарты лиц и типажей действительно стали мягче. Неидеальность превратилась в лозунг и своеобразное отражение реальности. Модельный агент Avant Давид Собор констатирует: «появились новые градации в направлении diversity: теперь можно увидеть моделей разных размеров».
Но важно понимать: инклюзивность пока затрагивает лишь небольшой процент индустрии. Даже для моделей plus-size существуют четкие параметры — в первую очередь из-за технических требований производства. Одежду шьют определенных размеров, и модель должна в нее поместиться. Вершинин считает, что такие типажи имеют коммерческую ограниченность: «Что касается общих требований к внешности, радикальных изменений за последние 10 лет не произошло. Сейчас в приоритете здоровый и спортивный вид, но без крайностей — это отражает общую ориентацию индустрии на здоровье и естественность». Давид Собор также подтверждает этот факт: «Модели без “идеальных параметров” — скорее исключение, чем система, и они охватывают лишь небольшое число рынков. Большинство агентств по-прежнему работают в рамках традиционных стандартов».
Однако шансы влиться в модельный бизнес есть и у тех, кто не вписывается в общепринятые рамки рынка.
У меня специфичные вводные данные: при внешности, которая нравилась многим, мой рост составлял всего 165 сантиметров. Это совершенно нерабочий параметр для индустрии, и я прекрасно понимала, почему меня часто не брали на проекты — без особых претензий к отрасли.
модель Полина Крикунова
Как стать моделью?
История успеха Марии Ульяновой началась с неожиданного предложения: «В индустрию попала по удачному стечению обстоятельств. Никогда особо не мечтала о модельной карьере, но близкие часто отмечали необычную внешность. После того как в школе занялась спортом и похудела, мне начали писать в соцсетях модельные агентства. Подумала — а почему бы и нет? Так и начался мой путь. Мне посчастливилось сразу выйти на мое будущее агентство — OC Model Management. Директор сразу честно предупредил: за красивой картинкой скрывается эмоционально сложная работа — слезы, стрессы, необходимость быть готовой к трудностям. Именно эта откровенность меня и подкупила. Уже через день мы подписали контракт».
Но не всегда успешная карьера модели — счастливое стечение обстоятельств и «идеальная внешность». У некоторых путь в модельный бизнес начинается с выбора стратегии, сочетающей работу с агентством и самостоятельное развитие. Как отмечает Давид Собор, модельные школы, к примеру, часто дают знания, неприменимые в реальной индустрии, поэтому оптимальный подход — самостоятельная работа над портфолио и сотрудничество с агентством. Полина Крикунова описывает свой опыт работы с агентством так: «Когда ты работаешь на фрилансе, сложно добиться человеческих условий — часто приходится соглашаться на то, что предлагают. Агентство же берет на себя ключевые задачи: подготовку профессионального портфолио, коммуникацию с клиентами, юридическое сопровождение договоров. У агентств есть готовые каталоги моделей, вся информация систематизирована. Но лично для меня главное — это предсказуемость. Когда меня утверждают на съемку, я точно знаю: что будет происходить, куда ехать, что делать. Это понимание снимает огромный пласт стресса, особенно когда у тебя много других проектов — музыка, креативные продакшены, собственное творчество».
Успех в индустрии требует сочетания множества факторов: талант, удачу, полезные знакомства. «Важно все, а также вы сами, — подчеркивает модельный агент Давид Собор. — Никогда не останавливайтесь в развитии и поиске новых граней. Индустрия очень конкурентная, многие мечтают о моделинге, но в пантеон попадают лишь немногие». Ключевой становится способность не только добиться первоначального успеха, но и удерживать позиции. Впрочем, добавляет Собор: «Успех редко приходит мгновенно — для “квантового скачка” необходимо стечение множества факторов».
Профессионализм и понимание индустрии — также критически важные качества. Илья Вершинин отмечает: «Хочется, чтобы модели лучше понимали, как работает бизнес. Ясность процессов помогает всем участникам». Базовые требования включают безупречную ухоженность (волосы, ногти, соответствующая обувь), умение презентовать себя через четкую речь и уверенное поведение, а также спокойное отношение к работе — без лишних эмоций.
На кастинге важно оставаться собой — естественность и уверенность производят лучшее впечатление, чем наигранное поведение. Как отмечает Валерия Потомова, модель из агентства Avant: «Ничего сверхъестественного делать не нужно, просто быть собой, уверенной и классной девчонкой! Не зажиматься, общаться не только с девчонками в очереди, но и с кастинг-директором или его помощником». Особое внимание стоит уделить образу. По словам Валерии, крайне важно «подобрать правильный лук, который будет подчеркивать ваше персоналити и, главное, чтобы в этом образе вы чувствовали себя комфортно и уверенно». Одежда должна отражать ваш стиль, но при этом соответствовать формату кастинга.
Мария Ульяновамодель
Тому, кто хочет стать моделью, я советую в первую очередь не ждать мгновенных высот, головокружительного успеха или узнаваемости. Такое случается лишь в единичных случаях. Гораздо важнее научиться получать удовольствие от самого процесса: с каждой съемкой открывать в себе что-то новое, узнавать разные грани своей личности, накапливать бесценный опыт. Во-вторых, я всегда советую сразу обозначать свои границы. Не бояться спрашивать и просить — будь то коврик под ноги вместо холодного бетона, уточнения у визажиста или вопрос об организации питания. Это абсолютно нормальные рабочие моменты, и в Москве к ним давно привыкли. Главное — помнить, что ваше комфортное состояние во время съемки напрямую влияет на результат.


Сколько зарабатывают модели?


Финансовая сторона модельного бизнеса остается одной из самых дискуссионных тем в индустрии. Как отмечает Наталья Савич, руководитель отдела агентов Avant: «Все зависит от модели. Вообще от 30 в среднем или даже от 25 тысяч за работу, а с верхней планкой сложно. Зависит от многих факторов — самой девочки, работы, агентства и так далее».
Действительно, диапазон гонораров поражает своим размахом: начинающая модель может получать от 20 до 130 тысяч рублей за съемку, но эти цифры весьма условны. Как подчеркивает Илья Вершинин: «Может не зарабатывать ничего, если модель не подходит для рынка, если ее внешность не является ликвидной». В то же время успешные модели на российском рынке могут стабильно зарабатывать 7-10 тысяч долларов в месяц, хотя это скорее исключительные случаи.
Ключевой особенностью модельного заработка является его проектный характер. Вершинин объясняет: «Ты фрилансер, ты работаешь, получая за то, что твой образ используется клиентом в коммерческих, рекламных целях». Ликвидность внешности и опыта модели может колебаться в зависимости от рыночной ситуации, сезонности и конкретных брифов.
По словам Вершинина, базовый гонорар за съемку каталога с правами на использование изображения на сайтах составляет от 40 до 140 тысяч рублей для регулярно работающих моделей без высокой добавочной стоимости. Однако верхняя планка действительно отсутствует — топ-модели, работающие с премиальными брендами и ювелирными домами, могут получать существенно больше.


Сколько зарабатывают модели?
Финансовая сторона модельного бизнеса остается одной из самых дискуссионных тем в индустрии. Как отмечает Наталья Савич, руководитель отдела агентов Avant: «Все зависит от модели. Вообще от 30 в среднем или даже от 25 тысяч за работу, а с верхней планкой сложно. Зависит от многих факторов — самой девочки, работы, агентства и так далее».
Действительно, диапазон гонораров поражает своим размахом: начинающая модель может получать от 20 до 130 тысяч рублей за съемку, но эти цифры весьма условны. Как подчеркивает Илья Вершинин: «Может не зарабатывать ничего, если модель не подходит для рынка, если ее внешность не является ликвидной». В то же время успешные модели на российском рынке могут стабильно зарабатывать 7-10 тысяч долларов в месяц, хотя это скорее исключительные случаи.
Ключевой особенностью модельного заработка является его проектный характер. Вершинин объясняет: «Ты фрилансер, ты работаешь, получая за то, что твой образ используется клиентом в коммерческих, рекламных целях». Ликвидность внешности и опыта модели может колебаться в зависимости от рыночной ситуации, сезонности и конкретных брифов.
По словам Вершинина, базовый гонорар за съемку каталога с правами на использование изображения на сайтах составляет от 40 до 140 тысяч рублей для регулярно работающих моделей без высокой добавочной стоимости. Однако верхняя планка действительно отсутствует — топ-модели, работающие с премиальными брендами и ювелирными домами, могут получать существенно больше.
Важно понимать, что заработок модели включает не только прямые выплаты за съемки, но и дополнительные доходы: участие в показах, рекламные контракты, работу в шоу-румах. При этом начинающие модели часто сталкиваются с бартерными проектами или работают за опыт и портфолио.
Вершинин заключает: «Очень сложно говорить о конкретных цифрах, потому что ты действительно можешь зарабатывать до комфортного уровня на том рынке, на котором находишься». Успех в модельном бизнесе измеряется не только деньгами, но и возможностью построить международную карьеру и работать с ведущими мировыми брендами.
Помогают ли соцсети в работе модели?
Социальные сети стали неотъемлемой частью профессионального имиджа современной модели. Давид Собор подчеркивает: «Соцсети зачастую влияют на решение пригласить модель на работу. В моей практике каждое агентство перед подписанием просит ссылку на социальную сеть. Что они хотят увидеть? Личность! Какой человек в жизни, куда ходит, с кем общается».
Кастинг-директор Илья Вершинин добавляет важные практические рекомендации: «Старайтесь выкладывать естественные фотки, где вас хорошо видно. Провокационный контент лучше не постить — это создает ненужный флер. Модель — это ресурс для рекламной кампании, и в 99% случаев мы выбираем из множества вариантов». Особенно важно это для новых лиц: когда кастинг-директор видит расхождения между портфолио и актуальными соцсетями, это добавляет сомнений, и иногда проще не показывать такой вариант клиенту.
География спроса: международные модельные рынки



Современная география модельного бизнеса охватывает практически весь мир, однако спрос существенно варьируется в зависимости от региона и типажа. Как отмечает кастинг-директор Илья Вершинин: «Модель может работать на всех рынках, где есть индустрия. Ключевые рынки — США, Италия, Франция, Великобритания. Из европейских: Испания, Германия, Греция. В азиатском регионе: в первую очередь Китай, затем Япония и Корея».
Важно понимать, что понятия «русская модель» в широком смысле не существует. Вершинин подчеркивает: «Дело не в стране. Паспорт накладывает ограничения логистики, но не работы с клиентами». Современные букинговые агентства мыслят глобально: девушка славянской и кавказской внешностей могут одинаково успешно работать на разных рынках, просто каждая будет востребована в своем сегменте клиентов.
Азиатский рынок, традиционно привлекательный для российских моделей, сохраняет особую нишу. По словам Вершинина, «он имеет меньшую имиджевую составляющую, но большую финансовую». Китай, Корея и Япония предлагают стабильный заработок и коммерческие проекты, хотя и с меньшим креативным компонентом. При этом Россия сама стала сильным коммерческим рынком с высоким уровнем продакшена и качественными специалистами.
Отношение моделей к зарубежным контрактам неоднозначно. Мария Ульянова признается: «Я езжу на зарубежные контракты примерно два раза в год. Они меня не сильно привлекают, потому что московские съемки очень расслабляют, и такого комфорта не встретишь ни в Европе, ни в Азии». Для нее такие поездки — скорее возможность для профессионального развития: «Полезно для понимания того, как работает зарубежный рынок».
География спроса: международные модельные рынки
Современная география модельного бизнеса охватывает практически весь мир, однако спрос существенно варьируется в зависимости от региона и типажа. Как отмечает кастинг-директор Илья Вершинин: «Модель может работать на всех рынках, где есть индустрия. Ключевые рынки — США, Италия, Франция, Великобритания. Из европейских: Испания, Германия, Греция. В азиатском регионе: в первую очередь Китай, затем Япония и Корея».
Важно понимать, что понятия «русская модель» в широком смысле не существует. Вершинин подчеркивает: «Дело не в стране. Паспорт накладывает ограничения логистики, но не работы с клиентами». Современные букинговые агентства мыслят глобально: девушка славянской и кавказской внешностей могут одинаково успешно работать на разных рынках, просто каждая будет востребована в своем сегменте клиентов.
Азиатский рынок, традиционно привлекательный для российских моделей, сохраняет особую нишу. По словам Вершинина, «он имеет меньшую имиджевую составляющую, но большую финансовую». Китай, Корея и Япония предлагают стабильный заработок и коммерческие проекты, хотя и с меньшим креативным компонентом. При этом Россия сама стала сильным коммерческим рынком с высоким уровнем продакшена и качественными специалистами.
Отношение моделей к зарубежным контрактам неоднозначно. Мария Ульянова признается: «Я езжу на зарубежные контракты примерно два раза в год. Они меня не сильно привлекают, потому что московские съемки очень расслабляют, и такого комфорта не встретишь ни в Европе, ни в Азии». Для нее такие поездки — скорее возможность для профессионального развития: «Полезно для понимания того, как работает зарубежный рынок».





Полина Крикунова же считает, что главный плюс в моделинге — это обретение новых знакомств, занятие любимым делом и путешествия. «Для меня модельный бизнес стал не конечной целью, а пространством возможностей: фотографироваться и получать за это деньги, выстраивать свой социальный круг. Эта профессия подарила мне невероятные моменты — от признания и восхищения до постоянных путешествий. Главное — я познакомилась с потрясающими людьми. И это прикольно».
Выбор рынка работы сегодня зависит не только от внешних данных, но и от личных приоритетов модели: кому-то важны путешествия и международный опыт, а кому-то — комфортные условия и предсказуемость домашнего рынка.
Искусственный интеллект vs живые модели
Стремительное развитие генеративного искусственного интеллекта бросает вызов традиционной модельной индустрии. В марте 2025 года H&M объявил о создании 30 виртуальных копий реальных моделей в сотрудничестве с технологической компанией Uncut. Шведский бренд подчеркивал, что эксперимент направлен на изучение возможностей ИИ без сокращения рабочих мест для реальных моделей. Технология предполагала детальную фотосъемку моделей во всех ракурсах с последующим обучением нейросети, что позволило создать цифровых двойников, неотличимых от реальных прототипов.
Глобальные стартапы уже предлагают коммерческие решения: голландская Lalaland и израильская Botika предоставляют услуги по генерации моделей всех размеров — от XXS до XXL — по цене месячной подписки от 30 до 700 долларов. Эти технологии позволяют брендам создавать лукбуки без традиционных съемок, экономя время и ресурсы. Botika работает по принципу подбора моделей к загруженным изображениям одежды, в то время как Lalaland предлагает настраиваемые параметры антропометрии и расового разнообразия.
Однако эксперты скептически оценивают возможность полного замещения живых моделей.
Гулназ Шабановаруководитель отдела маркетинга Avant
Искусственный интеллект в ближайшее время совершенно точно не заменит живых людей. Модель — это не только внешность, это энергия. Когда модель заходит в помещение, это ни с чем не спутать.
По мнению Гулназ Шабановой, интерес к теме ИИ частично подогрет медиа, а применение технологий будет ограничено определенными сегментами: «Китайские товары, WB и подобный сегмент точно будут пользоваться картинками ИИ. В премиум-сегменте больше влияет имя и сила бренда.
В том, что искусственный интеллект заменит моделей, сомневается и Мария Ульянова: «Ключевое отличие живого человека от ИИ — в личных качествах: эмоциях, характере, харизме, экспрессии. Одним словом — в подаче. Это всегда чувствуется даже сквозь камеру. Бывают съемки, где модель полноценно играет роль — мы проживаем разные эмоции, будь то радость, слезы, злость, загадочность, — чтобы передать настроение конкретной съемки, коллекции, бренда. Искусственный интеллект может повторить черты лица, но не сможет воссоздать ту самую жизненную энергию, которая делает изображение по-настоящему живым».
В конце концов, «труд — это ценность сама по себе» — заключает Шабанова. Искусственный интеллект не заменит человеческое присутствие в высокой моде и рекламных кампаниях, где важна эмоциональная составляющая и уникальность образа. Однако технология неизбежно изменит ландшафт коммерческого моделинга, требуя от профессионалов адаптации к новым реалиям и развития цифровых компетенций.
Источник фото: личный архив героев, архивы пресс-служб