Ренессанс орнамента: большой гид по традиционным узорам
Все про культовые узоры: история, типы, бренды
01.08.2025
01.08.2025
Автор: Евченко Екатерина

После ухода зарубежных брендов с российского рынка отечественные марки получили такие возможности для роста, о которых раньше сложно было и мечтать: освободились не только торговые площади, но и места в сердцах клиентов, которым по-прежнему хотелось стильно одеваться.
В новых условиях рынка производить базовые линейки одежды по низким ценам смогли только крупные российские бренды — это связано с затратами на массовое производство. В то время как маленьким локальным маркам пришлось соревноваться в креативности концепций, чтобы выделиться и запомниться аудитории.
Некоторые бренды ушли в панк, гранж, готику. Другие — решили обратиться к чему-то более фундаментальному и начали исследовать культурное наследие России. Благодаря этому традиционные костюмы и ремесла вновь стали актуальными, ведь над их переосмыслением начали работать дизайнеры со всей страны.
Читайте также
Возвращение к корням: 8 этнических брендов РоссииНовый тренд на обращение к культурному наследию прокомментировала основательница бренда Front Fashion Ольга Михайловская: «Это реакция на глобализацию, на то, что в мире все стало слишком интернациональным, а значит — одинаковым. И всех потянуло к корням. Не всегда именно национальным, часто общекультурным. Что-то знакомое с детства. Вкус, запах, орнамент».
В ренессансе традиционной моды наибольшее распространение получил традиционный орнамент. Это объясняется тем, что он легко встраивается практически в любой элемент одежды. Яркость, ширина, текстуры — все это регулируется в зависимости от типа изделия, так что орнамент можно назвать универсальным декоративным элементом.

История орнамента
Многие считают, что орнамент был нужен лишь для декорирования предметов, однако это не так. Для его использования существует множество причин: от желания подчеркнуть фигуру с помощью расположения узоров до ритуальной символики.
Орнаменты как обереги
Когда-то орнамент имел сакральное, символическое значение. В древнерусской культуре узоры выполняли не только декоративную функцию, но и имели магический смысл: часто они служили амулетом или оберегом от нечисти. Например, изображение руки символизировало добрые пожелания и счастье, а спираль («змеевик») ассоциировалась с охраной домашнего очага — как змея, которая охраняет свою территорию и семью.
Виды орнамента
Все орнаменты, как отмечает исследователь Н. В. Галушка, можно условно разделить на четыре типа: геометрический, зооморфный, растительный и антропоморфный.
Геометрический орнамент включает разнообразные формы и элементы, такие как кресты, точки, линии, зигзаги и спирали. Они могут многократно повторяться, создавая сложные узоры. В традиционной русской вышивке геометрические мотивы часто применялись для украшения головных уборов.
Чаще всего геометрические орнаменты украшали подолы рубах. Самую богатую вышивку имела одежда молодухи — женщины первых лет замужества. Орнамент должен был служить преградой от недоброго воздействия на будущее потомство.
Представители Front fashion (@front.fashion.russia)
Растительный орнамент изображает природные элементы. Причем воспроизводиться они могут как максимально реалистично, так и абстрактно — настолько, что даже сложно определить прообраз.
Например, всем известный «огуречный принт», когда-то пришедший с Востока, также является частью растительного орнамента. В русской культуре он прижился особенно хорошо, так как растительные узоры раньше были одними из самых популярных в нашей стране.
Зооморфный орнамент изображает разных животных, насекомых, морских существ и даже мифических созданий. Подобные узоры имели наибольшую «силу» и чаще всего использовались как обереги. Например, львы, орлы и медведи, традиционно символизирующие силу, до сих пор украшают гербы разных стран. Зооморфный орнамент часто встречается и в элементах одежды. И если сейчас это лишь часть декоративного украшения, то раньше они символизировали связь с природой, давали человеку поддержку.
Антропоморфный орнамент изображает человеческие фигуры и отдельные части тела: например, глаза, ноги или руки. Чаще всего эти элементы используют лишь схематически, упрощая рисунок. Такой орнамент иногда напоминает наскальную живопись, из-за чего некоторые исследователи считают его самым древним. Антропоморфные мотивы иногда используют для украшения национальной одежды или вышиваются крестиком на рубахах, передниках и головных уборах. Обычно такие орнаменты подчеркивают связь человека с культурой и традициями, а также служат оберегами.
Антропоморфный узор является самым редким, его изображение и в древних костюмах встречается не часто, а у современных русских дизайнеров это настоящая редкость.
Орнамент на изделиях российских брендов
Ольга Михайловская, основатель бренда Front fashion, рассказала об использовании орнамента в своих изделиях: «Мы всегда берем за основу конкретные референсы. Татарские и онежские вышивки, орнаменты народов Севера. Мы никогда не копируем, но всегда берем определенные мотивы за основу».
Интересные орнаменты дизайнеры находят не только в текстильных элементах прошлого, но и в архитектуре. Например, российский бренд ДИЛ вдохновляется храмовыми узорами: белокаменной резьбой Дмитриевского собора во Владимире, узорами церкви Покрова на Нерли. «Мы хотим, чтобы творения узоров жили сквозь века», — отмечают представители бренда.
Важно не только создавать новое, но и сохранить историю.
Всеволод Черников, автор узоров бренда ДИЛ


Дизайнеры бренда PERINNE соединяют орнаментальные традиции с современным текстильным дизайном и часто находят вдохновение в крестьянском быту, народном искусстве прошлого. «Со временем старинные предметы утратили свои утилитарные функции, а частицы народного искусства остались только в виде сувениров. Наша задача — рассказать об истории и традициях, вернуть орнамент в домашний интерьер, но уже по-новому, чтобы все смотрелось гармонично и модно», — сообщают представители бренда.
Древний орнамент — это сложная знаковая система, в которой зашифровано очень много информации, касающейся жизни многих поколений, их быта, представления о мире — это своего рода культурный код. <...> Мы отличаемся от древних людей, наши орнаменты в большей степени — это игра. Мы стараемся сохранить традицию, но вносим в орнамент свой характер и современное прочтение.
Команда PERINNE



В современном мире, когда тренды меняются несколько раз за сезон, дизайнеры штампуют новые коллекции, как на конвейере, а инфлюенсеры продают «самые нужные» продукты каждый день, сложно понять — где начинается и заканчивается личный стиль человека. Именно поэтому позиция полного отказа от следования трендам становится все более популярной, а уникальность называют новой роскошью. А что может быть более самобытным и аутентичным, чем многовековой орнамент, уходящий корнями глубоко в историю нашей идентичности, в наше прошлое и культуру? О многих современных трендах люди забывают спустя месяц после их появления, в то время как традиционный орнамент пережил и смену религии, и революцию, и две мировые войны. А значит, переживать за то, что такой узор на одежде перестанет быть актуальным, точно не стоит.
Источник фото: архив пресс-служб, социальные сети