Не как у всех: 4 российских бренда с необычными концепциями
Собрали марки с уникальными форматами работы, стилем и идеями
19.08.2025
19.08.2025


Мода давно перестала быть просто про одежду. Сегодня для продвижения важны еще и концепция, личный манифест и история, которую несут в себе бренды. Изучили российский рынок и нашли несколько марок, которые нетипично подходят к формированию своей айдентики и производству коллекций.
«Смерч»
«Смерч» вырос из дружбы и до сих пор строится вокруг нее. Здесь вещи не отрываются от людей, а люди становятся частью бренда. История создания «Смерча» началась в московском скейт-парке летом 2017 года, когда компания друзей решила сшить мерч для себя и близких. У них не было стратегии, бизнес-планов или профессиональных знаний в производстве одежды, но было главное — желание сделать вещи, которые будут нравиться самим. Первые худи разошлись по друзьям, а сарафанное радио сработало лучше любой рекламы — так появились первые коллаборации с Tesla Boy, «Кинопоиском», «Гоголь-центром» и многими другими.
За первые годы команда прошла путь от ночных поездок на производство в Тверь ради срочной смены дизайна до бессонных ночей, когда приходилось спасать тираж перед крупной поставкой. В 2020 году у «Смерча» появился офис, который стал не просто рабочим пространством, а местом встречи друзей. Именно тогда, в условиях карантина, когда остановились B2B-проекты, команда впервые обратила внимание на розницу. Так появился интернет-магазин и первая коллекция базовых худи с потайными карманами.
«Смерч»
«Смерч» вырос из дружбы и до сих пор строится вокруг нее. Здесь вещи не отрываются от людей, а люди становятся частью бренда. История создания «Смерча» началась в московском скейт-парке летом 2017 года, когда компания друзей решила сшить мерч для себя и близких. У них не было стратегии, бизнес-планов или профессиональных знаний в производстве одежды, но было главное — желание сделать вещи, которые будут нравиться самим. Первые худи разошлись по друзьям, а сарафанное радио сработало лучше любой рекламы — так появились первые коллаборации с Tesla Boy, «Кинопоиском», «Гоголь-центром» и многими другими.
За первые годы команда прошла путь от ночных поездок на производство в Тверь ради срочной смены дизайна до бессонных ночей, когда приходилось спасать тираж перед крупной поставкой. В 2020 году у «Смерча» появился офис, который стал не просто рабочим пространством, а местом встречи друзей. Именно тогда, в условиях карантина, когда остановились B2B-проекты, команда впервые обратила внимание на розницу. Так появился интернет-магазин и первая коллекция базовых худи с потайными карманами.
Мы с самого начала назывались «Смерч — мерч для друзей», потому что мы шили мерч для своих. У нас не было сайта, и просто мой контакт ходил из рук в руки по друзьям. Потом, когда мы запустили розницу, мы назвали ее «Смерч — поштучно для друзей», то есть это изначально вшито в наше ДНК естественным путем. Лукбуки в базовой линейке — эта идея родилась случайно. Вообще, мы просто хотели показать, что, первое — наш бренд для абсолютно разных людей, и второе — это хорошое, но всего лишь базовое худи, поэтому уделять ему слишком много внимания нам не хотелось. Так, мы уделили внимание нашим друзьям и показали, как базовая вещь интегрируется в их жизнь. А дропы и коллабы с друзьями — это просто интересно и нам, и им. Мы даем им базу, а они развлекаются, как хотят. В общем, то, что бренд строится вокруг друзей — это не маркетологи придумали, это так сложилось. Возможно потому, что друзья всегда занимали важную часть моей жизни, и это перетекло в бренд.
Ирина Маныч, основательница бренда «Смерч»
Философия осталась прежней: все вращается вокруг друзей. Базовая линейка названа их именами, в лукбуках снимаются близкие люди, а съемки на телефон создают ощущение искренности и камерности. Бренд сознательно избегает глянцевой картинки, показывая вещи в повседневной жизни.
Дропы и коллаборации бренда тоже всегда идут от личных связей. Например, совместная коллекция с блогером и ведущей Таней Стариковой, дроп с Алексеем Сухаревым и его собакой Ириской или уже третья коллекция с блогерами Дарьей Касьян и Женей Калинкиным. Последняя коллекция «Смерча» посвящена детству: вельветовые брюки с вышивкой, флисовая кофта с лягушкой, футболка с обезьяной — детали, которые возвращают к воспоминаниям.
Читайте также
Фокус на базу: где покупать майкиТак как мы бренд базовой одежды, в большинстве случаев мы делаем достаточно простую и универсальную одежду. Но иногда мы делаем позиции просто потому, что нас это забавляет — например, в дропе с Лешей Сухаревым мы сделали фарфоровые пары с принтом его собаки Ириски, который, по логике вещей, туда совершенно не вписывается. Или худи с проволокой в капюшоне в дропе с Таней Стариковой — чтобы можно было делать разные фигуры. Но в основном мы остаемся в концепте базовой одежды, а творчество реализуем в съемках, показах или каких-то деталях изделий. А в базовой линейке мы сначала выбираем цвет ткани, из которой хотим сшить худи — новые цвета у нас появляются постепенно. А потом думали, на ком из друзей он будет органичен, кому он подойдет и насколько человек любит этот цвет. Поэтому Леше Сухареву — благородный зеленый, а Даше Касьян — достаточно сложный оранжевый и т.д.
Ирина Маныч, основательница бренда «Смерч»
Not For Sale
Марка Not For Sale работает в двух направлениях: с одной стороны, это дизайн-студия, создающая униформу и брендированные коллекции для ресторанов, отелей и креативных пространств, с другой — полноценный розничный бренд базовой одежды. В портфолио студии есть сотрудничества с петербургскими ресторанами Bourgeois Bohemians, Duo Gastrobar, Marsopolo, московским КМ20 и более чем с двадцатью другими проектами, включая международные. Каждый проект — это не просто пошив формы, а глубокое погружение в атмосферу места. Дизайнеры знакомятся с управляющими, шефами и даже парковщиками, чтобы понять, в какой одежде они будут чувствовать себя комфортно. В процессе рождаются не только комплекты униформы, но и мерч для гостей, аксессуары и текстиль.
Not For Sale
Марка Not For Sale работает в двух направлениях: с одной стороны, это дизайн-студия, создающая униформу и брендированные коллекции для ресторанов, отелей и креативных пространств, с другой — полноценный розничный бренд базовой одежды. В портфолио студии есть сотрудничества с петербургскими ресторанами Bourgeois Bohemians, Duo Gastrobar, Marsopolo, московским КМ20 и более чем с двадцатью другими проектами, включая международные. Каждый проект — это не просто пошив формы, а глубокое погружение в атмосферу места. Дизайнеры знакомятся с управляющими, шефами и даже парковщиками, чтобы понять, в какой одежде они будут чувствовать себя комфортно. В процессе рождаются не только комплекты униформы, но и мерч для гостей, аксессуары и текстиль.
Каждый проект для нас очень интересен, это не просто заказ на форму, это, прежде всего, новые знакомства с людьми, которые представляют ресторан, отель, салон, девелоперскую компанию. Мы вливаемся в атмосферу проекта, часто на примерках знакомимся с теми, кому предстоит носить форму, вживаемся в роли работников. Сейчас сдаем форму для двух проектов Дмитрия Блинова: обновляем форму для ресторана Harvest и с нетерпением ждем открытия ресторана актуальной русской кухни «Перемена». Познакомились с креативной командой Organic (Сколково), запускаем разработку формы для проекта The Rink, параллельно шьем небольшие заказы в Лондон, совсем скоро выйдет вторая коллаборация с шефом Sage, Дмитрием Голениным, а еще в нашем портфеле появились некоторые проекты Аркадия Новикова.
Команда Not For Sale
Однако Not For Sale работает не только как B2B-студия. В рознице бренд предлагает минималистичную, но продуманную одежду, которая легко становится частью базового гардероба. Здесь можно найти оверсайз-рубашки, футболки из бамбука, худи и сумки, но главное — верхнюю одежду. Основательница марки Наталья Скрибо выросла в Петербурге, и именно непредсказуемый климат города сделал пальто, тренчи и стеганые куртки главными позициями бренда. Так что приближающийся осенний сезон — отличный повод познакомиться с этой маркой.
Коллекции Not For Sale производятся небольшими партиями, часто на локальных производствах, из хлопка, шерсти, льна и вискозы. Благодаря этому вещи сохраняют уникальность и чувствуется, что за каждой стоит внимание к процессу.
Читайте также
Фокус на базу: где покупать рубашкиКаждый проект мы разделяем на 3 этапа: дизайн-концепция, эталонные образцы и производство партии. Для начала мы собираем всю информацию от заказчика: брендбуки, фото интерьера, пожелания по позициям, по крою, «красные флаги» в форме — все, с чем мы можем работать в дизайне. После презентации нашей концепции мы отшиваем эталонные образцы, встречаемся на примерках, дорабатываем детали и запускаем производство партий. Действительно, перечень изделий, кажется, бесконечный, потому что это не только форма для сотрудников залов, кухни, ресепшена и т.д., но и что-то, что можно дарить клиентам проекта: мерч, чехлы для цветов, для свечей, для винных бутылок, столовый текстиль — здесь границ нет!
Команда Not For Sale
«Воплоти»
Тренд на «рабочий» стиль уже несколько лет не уходит с подиумов и стритстайла. Брюки карго, деним, карабины, рабочие куртки с функциональными карманами стали символами практичности и урбанистической моды. В то время как модники по всему миру массово используют стиль «синих воротничков», в котором так преуспели Carhartt WIP, в России появилась своя, лишенная иронии и полная уважения к первоисточнику, версия — челябинский бренд «Воплоти».
Айдентика марки прочно связана с атмостферой заводов и промышленных предприятий, с мужественностью рабочей униформы и преданностью ремеслу. Это не поверхностный заимствованный образ, а глубокая интеграция в стилистику и атмосферу, что делает одежду бренда предельно аутентичной.
«Воплоти»
Тренд на «рабочий» стиль уже несколько лет не уходит с подиумов и стритстайла. Брюки карго, деним, карабины, рабочие куртки с функциональными карманами стали символами практичности и урбанистической моды. В то время как модники по всему миру массово используют стиль «синих воротничков», в котором так преуспели Carhartt WIP, в России появилась своя, лишенная иронии и полная уважения к первоисточнику, версия — челябинский бренд «Воплоти».
Айдентика марки прочно связана с атмостферой заводов и промышленных предприятий, с мужественностью рабочей униформы и преданностью ремеслу. Это не поверхностный заимствованный образ, а глубокая интеграция в стилистику и атмосферу, что делает одежду бренда предельно аутентичной.
В ассортименте «Воплоти» представлен грубый деним, брюки с накладными карманами «Спец» из стопроцентного хлопка, практичные рабочие куртки и жилеты, шорты и рубашки, сшитые с учетом необходимости в свободе движений. Но концепция не ограничивается только фасонами. Например, для самой популярной своей съемки в вещи марки одели бывших работников завода, подчеркнув преемственность поколений и связь с реальными людьми, а не только с молодежной субкультурой. Важно, что бренд не имитирует западные аналоги, а создает собственный язык, основанный на российском контексте.
«Воплоти» удалось найти баланс между утилитарностью и красотой. Эти вещи можно надеть на улицу, в мастерскую или в кафе, и в каждом случае они будут уместны. А с изделиями марки пока что можно познакомиться исключительно в ее социальных сетях.
Stratopacks
Stratopacks — один из самых необычных российских брендов аксессуаров, который отдает дань уважения истории освоения космоса. Идея бренда уходит корнями в личную путь его создателя, родившегося на Байконуре и посвятившего более десяти лет конструированию военного и тактического снаряжения, а потом театральными костюмами и декорациями, что позволило ему прийти к идее создания бренда. Важно, что Stratopacks не используют новые материалы, давая вторую жизнь винтажному советскому авиационному снаряжению — высотным комбинезонам, парашютным ранцам и куполам. Даже фурнитура и детали берутся от старой экипировки, сохраняя дух эпохи. На некоторых изделиях можно обнаружить трогательные, написанные от руки пометки или серийные номера, что превращает покупку в приобретение личного исторического документа.
Каждая сумка существует в единственном экземпляре, что полностью исключает возможность повторения. Таким образом, бренд показывает на своем примере, как апсайкл может быть не просто осознанным выбором, но и уважением к истории. Сегодня Stratopacks существует как нишевый проект, но именно в этом его ценность: вещи не производятся массово и не повторяются.
Читайте также
Тренд в фокусе: плетеные сумки из кожиStratopacks
Stratopacks — один из самых необычных российских брендов аксессуаров, который отдает дань уважения истории освоения космоса. Идея бренда уходит корнями в личную путь его создателя, родившегося на Байконуре и посвятившего более десяти лет конструированию военного и тактического снаряжения, а потом театральными костюмами и декорациями, что позволило ему прийти к идее создания бренда. Важно, что Stratopacks не используют новые материалы, давая вторую жизнь винтажному советскому авиационному снаряжению — высотным комбинезонам, парашютным ранцам и куполам. Даже фурнитура и детали берутся от старой экипировки, сохраняя дух эпохи. На некоторых изделиях можно обнаружить трогательные, написанные от руки пометки или серийные номера, что превращает покупку в приобретение личного исторического документа.
Каждая сумка существует в единственном экземпляре, что полностью исключает возможность повторения. Таким образом, бренд показывает на своем примере, как апсайкл может быть не просто осознанным выбором, но и уважением к истории. Сегодня Stratopacks существует как нишевый проект, но именно в этом его ценность: вещи не производятся массово и не повторяются.
Читайте также
Тренд в фокусе: плетеные сумки из кожиИсточник фото: социальные сети и сайты брендов